Центральный офис
Волгоградский проспект, 46/15
1. Чтение про себя.
2. Чтение вслух.
3. Чтение хором.
4. Чтение жужжащее.
5. Чтение в ритме скороговорки.
6. Чтение по «цепочке» (каждый ученик в заданной последовательности читает по 1 слову, предложению или абзацу).
7. Динамическое чтение. На специальной карточке или доске пишется столбик, состоящий из 5-7 слов, с постепенным наращиванием числа букв в этих словах.
8. Бинарное чтение. Два учащихся одновременно читают один и тот же текст.
9. «Очередь». Сначала текст читает тренер, потом – учащиеся.
10. «Буксир». Здесь существует 2 варианта:
• Читая текст, тренер постепенно ускоряет скорость чтения. Учащиеся также читают вслух, стараясь поспевать за тренером;
• Тренер читает вслух, а ученики – про себя. Затем тренер прекращает читать, и учащиеся должны показать в тексте то слово, на котором остановился тренер.
11. «Ловушка». Тренер либо хорошо и быстро читающий ученик читает известный текст и меняет в нем некоторые слова на синонимы. Задача учащихся – найти эту замену.
12. «Голова и хвост». Тренер либо учащийся начинает читать выбранное им предложение, ученики же должны быстро отыскать его в тексте и дочитать все вместе.
13. «Прыжки». Чтение текста через слово.
14. «Первый и последний». Чтение в слове 1-й и последней буквы, а в предложении – 1-го и последнего слова.
15. Чтение по кругу. Учащиеся читают короткий текст по 1 слову друг за другом.
16. «Прятки». Выбирается признак, по которому требуется отыскать слово в тексте, допустим, слово состоит из 2 или 3 слогов, начинается на букву К, имеет ударение в последнем слоге и т.д.
17. «Кто быстрее?» Всем учащимся раздаются карточки с разными короткими текстами, на доске пишется предложение. Задача учеников – по сигналу тренера максимально быстро найти карточку с текстом, в котором содержится это предложение.
18. «Фотоглаз». Здесь также есть 2 варианта для развития памяти:
• На доске пишется столбик слов, с которым учащиеся знакомятся некоторое время. Затем слова закрывают, а ученики по памяти должны их назвать;
• Показывается кадр диафильма, учащиеся же должны по памяти воспроизвести субтитр к просмотренному кадру.
19. «Найди меня». На листах пишутся строчки из разных букв, задача учеников найти «спрятанные» между этими буквами слова.
20. «Угадай». Упражнение может быть выполнено в 2 вариантах:
• Антиципация слов, отдельных предложений, а также пословиц;
• Чтение сквозь решетку.
21. «Сканирование». Ученикам дается 20-30 секунд на то, чтобы «пробежать» глазами текст, и отыскать в нем важную информацию.
22. «Счет слов». На максимально высокой скорости ученики читают текст и в то же время считают слова. Перед началом выполнения упражнения учащимся задается вопрос, ответить на который они будут должны по завершении работы.
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.
1. Артикуляция: согласные и гласные, слоги разных видов.
2. Прочтение скороговорок.
3. Чтение различных труднопроизносимых слов (эскалатор, экскаватор, демократия).
4. «Окончания». Отрабатывается четкость произношения окончаний слов. Продолжительность упражнения – не больше 30 секунд. 5. Выделение голосом различных слов в предложении.
6. Выборочное чтение восклицательных и вопросительных предложений.
7. «На одном дыхании». Делается глубокий вдох, после чего предложение читается от начала и до конца.
8. Прочтение одного и того же предложения с различной интонацией.
9. «Эхо». Тренер читает несколько строчек стихотворения с определенной интонацией, учащиеся должны повторить эти строчки с той же интонацией.
10. Разметка текста: логическое ударение, паузы, ослабление и усиление голоса.
11. «Ускорение». Выбранное предложение читают несколько раз, с каждым разом ускоряя темп и увеличивая силу голоса.
12.Чтение-пение. Тренер выбирает мотив известной песни, на который ученики должны пропеть какое-то стихотворение или короткий рассказ.
13. «Голоса». Выбирается образ старушки, какого-нибудь животного или ребенка, подражая голосам которых ученики читают текст.
14. Чтение с настроением. Один учащийся читает текст, другим же нужно определить его настроение.
15. Чтение по ролям.
16. «Замена». Чтение с заменой голоса героя (к примеру, слова Винни-Пуха голосом Пятачка).
17. Инсценирование.
18. Чтение по ролям при отсутствии слов автора.
19. Конкурс чтецов. Учащиеся готовятся к конкурсу самостоятельно.
20. Дикторское чтение. Текст делится на части и закрепляется за определенным «диктором», который готовится самостоятельно и с тренером к тому, чтобы показать остальным учащимся образец чтения.
Упражнения для понимания смысла текста.
1. Озаглавливание текста.
2. Словарная работа. Прочтение слов и подробное разъяснение их лексического значения.
3. Определение основной темы текста, а также его главной мысли.
4. Деление текста на логические части и составление его плана.
5. Подбор подходящих иллюстраций к тексту.
6. Определение типа исследуемого текста.
7. Определение содержания текста исходя из иллюстрации.
8. Составление диафильма. Тренер делит текст на части и распределяет их между учениками. Учащийся читает свою часть текста, рисует к нему иллюстрацию и составляет краткую подпись. Все рисунки соединяются друг с другом и затем используются для пересказа текста в кратком изложении.
9. Работа по вопросам тренера. Учащегося или учебника.
10. Выборочное чтение. Требуется найти в тексте описание природы, конкретного героя и т.д.
11. Чтение в целях подготовки к дальнейшему пересказу.
12. Восстановление текста в его логической последовательности. Выбираются статьи из газет или журналов, затем их разрезают на части, перемешивают и дают учащемуся в конверте.
13. «Пропущенное слово». Тренер читает текст, пропуская при этом одно слово. От учеников требуется вставить в это место текста слово, которое будет подходить по смыслу.
14. Восстановление текста. На листочке бумаги крупными буквами пишется короткий текст, который разрезается на мелкие части. Затем назначается команда из 2-3 учеников, которой поручается восстановить исходный текст. Усложненные варианты упражнения – в конверт добавляют кусочки из других текстов, или смешивают в нем 2-3 разные статьи.
15. Распространение предложений. В 1-2 классах это упражнение выполняется по вопросам педагога, в 3-4 классах – самостоятельно.
16. Составление кроссвордов к выбранному тексту.
17. Фантограммы. Упражнение выполняется в 2 вариациях:
• Фантазии учащихся по поводу изменения содержания какого-то хорошо знакомого текста при замене одного условия (например, времени года, героя, места действия и т.д.);
• Ученикам выдаются листки, на которых написано начало рассказа в виде 2-3 предложений. Каждый учащийся составляет свое продолжение рассказа. После этого все работы зачитываются, и определяется самый лучший рассказ.
18. Викторины по нескольким маленьким текстам или одному большому произведению.
19. Составление загадок к отдельным словам из текста.
20. Небольшие сочинения для анализа поступка или характера героя.
21. Подбор поговорок и пословиц, которые раскрывают главную тему текста.
22. Составление ребусов к словам изучаемого текста.